Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Жилища наших предков

В Новом Белокатае жили свободные люди. Их благосостояние зависело от них самих, от их здоровья, инициативы, трудолюбия и усилий свей семьи.  Предки наши жили в деревянных домах, построенных своими руками. Тяжелые работы по строительству дома выполнялись «помочью», то есть с помощью соседей, дальних и близких родственников. Хозяин в конце дня должен был хорошо накормить работающих.

Стены внутри дома, пол и потолок чисто простругивались для того, чтобы их можно было периодически мыть и скоблить ножом. Окна делались небольшие и затягивались вместо стекла специально выделанными бычьими пузырями и брюшиной. Конечно, такое «стекло» давало мало света, быстро портилось и пропускало в дом стужу.

Входные двери делались добротными, из сосновых досок толщиной не менее 50-60 миллиметров, и висели они на крепких стальных навесах. Вдоль стен внутри  дома стояли прочные и длинные лавки (скамейки). Посреди горницы –  большой стол, за который усаживалась обедать вся многочисленная семья. Ели из одной большой чашки и только деревянными ложками.

В переднем углу горницы находилась божница (полка для икон). Перед приемом пищи и после трапезы вся семья усиленно крестилась, шепча молитвы.

В жилище крестьянина огромную роль играла русская печь, которая занимала много места, и вполне заслуженно. В печи готовили пищу, пекли хлеб, сушили одежду, на ней спали старики и дети. Печи делали из глины, которую, положив в деревянную форму, били, то есть утрамбовывали большими деревянными кувалдами. Поэтому печи назывались «битыми».

Трубы у печи первоначально не было, дым шел прямо в избу, а затем, через специальное отверстие, – наружу. Такие избы назывались «курными», так как дым окуривал  все помещение. Потом дымоход стали огораживать специальной мешковиной, называемой «дубасом». При этом печной дым не распространялся по жилищу. Верхняя часть печи, где спали, покрывалась гладкой, как стекло, каменной плитой. Плиты привозились из Шигалей (Большеустьикинска).

Вплотную к печи пристраивался так называемый голбец с люком для прохода в подвальное помещение. Над голбцем крепилась деревянная площадка, на которой могли спать 1–2 человека. Отличным местом для отдыха и сна служили полати – площадка из струганных досок, расположенная почти под самым потолком. Залезали на полати с печи. Наверху, под потолком, всегда теплее. Этим и пользовались рачительные хозяева, устраивая место для сна.

Настоящая кровать была в доме, как правило,  только одна – для хозяина и его жены. О постельном белье не было и речи. Спали на войлоках – кошомных паласах толщиной 2–3 сантиметра. Крестьяне побогаче имели перины и пуховые подушки, укрывались стегаными одеялами.

К русской печи со стороны ее чела (рабочего отверстия) примыкала кухня. В кухне обязательно находился залавок (кухонный стол), а под потолком крепились полицы (полки), на которых хозяйки держали сельницы (ящики для просеивания муки) и другую кухонную утварь. Посуда хранилась в посуднике.

Рядом с печью стояли ухваты для установки в печи и извлечения их оттуда чугунков, крынок и горшков, кочерга для выгребания  углей в загнету (угол печи), плича – совок для вытаскивания углей и золы, помело для подметания пода печи, деревянная лопата для сажания хлебов в печь и вынимания их из печи. Для измельчения овощей и мяса служили деревянное корытчико и стальная сечка. С появлением самоваров стали делать к ним заморницы (емкости для хранения углей), самоварные трубы, а в печи устраивались отверстия для отвода дыма из самовара.

В загнете печи сутки сохранялись горячие угли. Они использовались для растопки печи и самовара. Хозяйка также имела огниво (камень, чеку и трут) для высечения огня в случае, если угли в загнете потухнут. Позже появились спички, и необходимость в огниве отпала.

До появления керосиновых ламп для освещения использовались светильники из лучины, только зажиточные могли позволить себе  зажигать свечи и лампадки. Лучинный светильник был прост по устройству: в металлическую рогатку вставлялась лучина (сухая деревянная щепа), она поджигалась и горела, давая тусклый мерцающий свет. Зато было много дыма…

Усадьба зажиточного мужика – это добротный дом, состоящий из нескольких комнат, с кладовыми, чуланами и просторными сенями. Двор обнесен рубленым в паз забором (заплотом), тесовые высокие ворота надежно закрывали вход во владение. Двор вымощен камнем, в глубине его многочисленные надворные постройки: конюшни, скотные дворы, склады, амбары,  хомутовки, завозни, мастерские и просто навесы для хранения телег, саней, тарантасов, кошевок, плугов, борон. И обязательно во дворе бегали сторожевые собаки. Усадьба безземельника и безлошадника, конечно, отличалась.

Изба имела одну или две комнаты, крыша зачастую была покрыта соломой. Вместо заплота – изгородь из жердей или плетень, в лучшем случае – тын. Плетень делали из ивовых прутьев, которые, располагаясь горизонтально, переплетали ивовые или ольховые колья. Тын делался так: к кольям прибивались или привязывались горизонтально жерди, которые оплетались ивовыми прутьями, расположенными вертикально.

В. МЕДВЕДЕВ.