Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Труд и быт наших предков

Крестьяне одевались просто, особенно бедняки и середняки: домотканые штаны и рубахи, на голове самодельная шапка, преимущественно из овчины, на плечах летом пониток, зимой – овчинный полушубок. Летом на ногах лапти, надетые на холстяные онучи (портянки), зимой – добротные валенки.

Одежда изготовлялась из собственного сырья, поэтому каждый зимний день у женщин был  заполнен работой: они мяли и трепали лен и коноплю, пряли пряжу, ткали полотно. Почти в каждом доме были прялки и ткацкие станки – кросна. Мужчины занимались катанием валенок (пимов), ремонтом конской сбруи, гнули полозья, изготавливали сани, вили веревки, мастерили вилы, грабли и другой инвентарь.

Главная работа была в поле. Крестьяне сеяли пшеницу, рожь, овес, возделывали лен и коноплю, сажали картофель и овощи. Обработка земли велась с помощью конной тяги – волы не использовались.  Поле пахали сохой, после вспашки выравнивали бороной и засевали. Сеяли вручную. Сеяльщик шел по полю с лукошком и правой рукой раскидывал семена. Это было настоящее искусство, поэтому хозяин занимался посевом сам, никому его не доверяя. Следом поле боронили деревянной бороной.

Осенью от восхода до заката вся семья была в поле. Не разгибая спины, женщины и мужчины серпами срезали колосья, связывали их в снопы и укладывали в суслоны. Когда снопы высыхали, их свозили на гумно (ток) и до начала обмолота складывали в клади. Форма клади исключала промокание снопов под осенним дождем. Если погода не позволяла убрать снопы с поля сухими, то их сушили в овинах – специальных сушилках.

Для устройства овина нужно было выкопать траншею на краю оврага или на берегу реки. Вход – со стороны оврага или реки – укреплялся камнем с проемом для двери. На траншею ставился бревенчатый сруб, специально сделанный, или готовая амбарушка. Вместо пола над траншеей – накатник из жердей. Овин имел крышу. В траншее разводился костер, тепло от которого просушивало снопы, поставленные на накатник. Таким образом, даже в дождливую погоду хлеб к началу обмолота высыхал.

 Обмолот вели цепами – шарнирно прикрепленными к держаку увесистыми болванками. На пологе веерообразно укладывались снопы колосьями к центру. 4–6 человек одновременно слаженно и ритмично, для чего был нужен определенный навык, колотили по снопам до тех пор, пока все зерна не отделялись от колосьев. Потом солома, мякина (полова) и зерно удалялись, и процесс повторялся. Очищалось зерно с помощью ветра. Зерно загружали в четуху (двухпудовую емкость), поднимали над пологом и небольшой струйкой высыпали. Ветер уносил легкие частицы, а очищенное зерно оставалось на пологе. Для очистки семян использовалось кружало – большое сито, подвешенное к перекладине под крышей. При его вращении сорные примеси, будучи более легкими, собирались в центре кружала поверх зерна и периодически удалялись.

Позже пошли конные плуги, сеялки и косилки, лобогрейки, сноповязки, веялки и сортировки: технология крестьянского дела постепенно совершенствовалась. Однако уклад крестьянской жизни был консервативен, и еще долгие годы его черты и детали сохранялись неизменными.