Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Пряничная доска. День одного предмета

#Музейвгостяхумузея#Деньодногопредмета
Представленный вашему вниманию экспонат – ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА. Пряничная доска, также доска-пряница или пряничная изложница — форма из древесины с вырезанным на ней контррельефным узором для создания отпечатка на пряниках.
Некоторые пряничные доски предназначались для ежедневного использования, другие создавались специально для определённых дат и событий, например, для свадеб и других праздничных гуляний. Процесс создания пряника назывался печатанием, а пряники, созданные оттиском такой доски, — печатными. Первые упоминания о пряничных досках на Руси стали появляться в XVII веке, после того как из-за рубежа стали привозить пряности, используемые для изготовления пряничного теста. В старину мастеров-изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола 30-летних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5 см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.
Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые «разгонные» пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться.
Одним из мастеров пряничных досок в XVIII веке был человек по имени Матвей Ворошин. Он проживал в Городце и занимался резьбой по дереву, был автором многочисленных гербово-теремных композиций. Ворошин — один из немногих мастеров (наряду с ещё одним городецким резчиком Петром Прянишниковым), которые выполняли доски по собственным рисункам. Пряничные доски, созданные Матвеем Ворошиным, сохранились до наших дней и находятся в коллекциях Эрмитажа, а также Государственного исторического и Русского музеев, а в Рыбинском музее-заповеднике сохранилась доска с подписью мастера.