Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

О застольях, праздниках и развлечениях

Здесь пойдет речь, как видно из названия, о том, без чего человеческая жизнь невозможна в любое время. Под крышей какого дома могли происходить те или иные события? – Может быть, этого (фото)? Или этого, стоящего совсем в другом месте (фото)?

 Ответ может быть только такой: совершенно не имеют никакого значения ни дома, ни их расположение, так как речь идет о вещах повсеместных. Итак…

Натуральное крестьянское хозяйство требовало непрерывной работы, крепкого здоровья и силы. Однако люди находили время и для отдыха и развлечений. По субботам и воскресеньям, а также в религиозные праздники всей семьей ходили в церковь. По праздникам устраивали застолья, приглашали гостей и сами ходили в гости. На стол в эти дни, в соответствии с достатком, выставлялось все самое лучшее: наваристые щи, шаньги и пироги, каши с коровьим маслом, капустная окрошка, всевозможные яичницы, запеченные в русской печи, сусло, кисели и кулага. Лучшим блюдом считались пельмени. Фарш для них готовился из разных видов мяса – говядины, свинины, баранины. Мясо рубилось в деревянном  корытчике сечкой и разводилось молоком Крестьяне победнее делали пельмени из кислой капусты, картофеля, творога и даже из тертой редьки.

            Если в будние дни еду запивали самодельным ядреным квасом, то в праздники обязательным было чаепитие с кренделями, пряниками и шанежками. Пили чай с медом и сахаром.

Поскольку сахар был редкостью, то считалось хорошим тоном в конце чаепития оставить не съеденным небольшой кусочек сахара, положить его на блюдце и закрыть сверху перевернутой чашкой.

            В праздники на стол выставлялась четверть самогона или несколько бутылок водки, купленной в винной лавке. После застолья нередко пели, чаще так называемые проголосные песни. Их пели так громко, что звенели стекла в окнах и тухли керосиновые лампы. И это не преувеличение: от колебания воздуха лампа сначала испускала густой черный дым, а потом резко гасла. Раздавался дружный хохот, и песня продолжалась в темноте.

            Не обходилось и без пляски. Каждый старался переплясать других, перещеголять количеством выдуманных колен. Если не было музыкального инструмента – гармошки или балалайки – их заменяли печная заслонка, тазик, деревянные ложки. Плясали и под «язык». Веселая и широкая русская душа сказывалась и здесь.

            В длинные зимние вечера мужики, устав от дневных забот, собирались у кого-нибудь в избе. Густо чадя самосадом, обменивались новостями, обсуждали свои мужицкие проблемы. Кто играл в карты, кто плел лапти или подшивал валенки.

            В другой избе собирались женщины. Они приходили со своими прялками, с шитьем, вязаньем или вышиваньем. Занимаясь делом, пели песни, балагурили, обсуждали свои бабьи дела.

            Молодежь собиралась на вечерку в избе у преимущественно одинокой женщины или старухи. Парни и девушки пели песни, частушки, устраивали игры, не обходилось и без объятий и поцелуев. Девчата своим женихам дарили вышитые носовые платки, кисеты, плетеные пояса. Парни одаривали своих избранниц косынками, платками и полушалками.

            Летом вечерка собиралась на лужайке за околицей, где до утра звучали музыка и песни, устраивались хороводы и пляски. Так и говорили: «Пойдем на лужайку». Плясали русскую, комаринскую, барынью, танцевали польку переходную, падеспань, краковяк, позже – вальс, танго, кадриль.

Зимой в святки в селе обязательно появлялись шуликаны – ряженые. Взрослые и дети надевали вывернутые наизнанку шубы, наклеивали бороды и усы из кудели, мазали лица до неузнаваемости сажей или краской и измененными голосами пели песни, преимущественно религиозного содержания, в домах сельчан. Хозяева угощали за это шуликан: взрослым подносили чарочку водки или вина, малышам давали конфеты или пряники.

Зимние забавы – катание с горы на деревянных санках, самодельных лыжах и лотках  – широких  половых досках длиной 50–70 сантиметров, снизу обледенелых .Иногда компания находила конные сани-розвальни и, сняв оглобли, сначала затаскивала их на вершину горы, а потом с шумом и смехом мчалась вниз. На льду реки устраивались самодельные карусели: в лед вертикально вмораживалась соковалая палка, на нее надевалось тележное колесо с привязанными к нему жердями. К  их концам крепились санки.

Осенью и зимой любимой была игра в бабки. Они делались из суставных костей коров, овец и свиней. Большая бабка – бита – из конской кости. Ей сбивали расставленные на площадке бабки, которые становились трофеем удачливого игрока. Бабки можно было купить или выменять, если не получалось добыть их в игре.

Зимой играли в карты, шашки, пешки. Что такое пешки? – От липовой жердинки  (лутошки) отпиливались кругляши, которые раскалывались пополам. 30–40 таких полуцилиндриков было достаточно для увлекательной игры, в которой побеждал тот, кто своими пешками выбьет чужие.