Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Колыбель, зыбка

Представленный вашему вниманию экспонат – КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, ЗЫБКА), на башкирском – БИШЕК, СӘҢГЕЛДӘК (БИКМ ОФ – 429). Зыбку смастерил в 1953 году Маштаков Василий Андреевич для своей дочери Людмилы, передала музею Маштакова Лидия Тимофеевна из с. Новобелокатай.

КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, ЗЫБКА), на башкирском – БИШЕК, СӘҢГЕЛДӘК — подвесная или напольная качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Изготовлялась из дерева и ткани. Позволяла матери уложить ребёнка спать с помощью покачивания и напевания колыбельной песни.

Слово КОЛЫБЕЛЬ происходит от древне-русского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. В. И. Даль отмечает, что в зависимости от местности колыбель в XIX веке называли зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска.

Слово же ЛЮЛЬКА (в значении колыбель) возникло от общеславянского люлю, означающего припев при укачивании и возникшего от глагола лелеять. Люлька из татарского элүле –  “развешанный, повешенный”.

Дерево для будущей колыбели глава семейства подбирал самостоятельно, а изготовление доверялось либо искусному мастеру, либо, если семья была стеснена в средствах, люльку делали собственноручно, наговаривая на нее особые слова или молитвы. Такая колыбель передавалась из поколения в поколение, так что в некоторых случаях в семьях могла храниться люлька двухсотлетней давности, а порой и подревнее.

Матерью готовился полог на колыбель, причем, по поверьям это была защита не столько от пыли, яркого света или насекомых, сколько от недобрых сил, и поэтому ткань для полога вышивалась защитными обережными символами. Дно люльки традиционно устилалось соломой, хотя в зажиточных семьях для чада готовилась перина на лебяжьем пуху.

Как и сегодня, в старину зыбку обвешивали всевозможными привлекающими взгляд младенца вещицами – самодельными куколками, расписными ложечками, а в случаях нужды игрушкой для новорожденного малыша смог стать даже бычий пузырь, предварительно высушенный и наполненный зернышками.

Основное преимущество люлек заключалось в возможности подвешивать их не только в избе, но и в саду или в лесу. До наших дней в глухих сибирских деревушках сохранилась поговорка «вырастить детей на березе», то есть, другими словами, в подвесной зыбке. В избе люльку подвешивали за подтопком – в опорное бревно вбивали кольцо и крепили к нему «качок» — толстую проволоку, свернутую пружиной, на которую и крепились веревки, отходившие от углов колыбели.

Этот простой механизм обеспечивал возможность качать люльку рукой или ногой посредством специально приспособленного для того ремешка.

К потолку колыбель подвешивали далеко не случайно – наверху собирался теплый воздух, что не давало ребенку замерзнуть даже в холодное время года, и, кроме того, у славян существовало поверье, что дитя, приподнятого над полом, считавшимся обиталищем всевозможной нечисти – привидений, домовых и тому подобное, охраняют светлые силы небес.

#МузейБелокатайский
#Деньодногопредмета