Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Кнут

Представленный вашему вниманию экспонат – КНУТ (БИКМ ОФ-1493, на башкирском ҠАМСЫ, СЫБЫРТҠЫ. Передан нашему музею А. И. Пьячевым.

Все знают, что КНУТ — орудие пастуха, используемое для управления стадом.

Кнут — свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка (навой, навивка), для стеганья, битья (определение из словаря В. И. Даля)

Немного уточним: кнут — не просто веревка. Веревки плели из льняных или конопляных волокон, но для пастушьей работы они бы не подошли: быстро истреплются, да и не щелкнешь ими как следует.

Настоящий погонный кнут обычно состоял из нескольких переплетенных воловьих сухожилий или задубленных лямок. Их концы сплетались в один узелок (хвостицу, которая, собственно, и щелкает в воздухе). Веревку-ремешок длиной от 3 до 10 м вымачивали в молоке и сушили на солнце, чтобы сделать более твердой, а потом крепили к кнутовищу или оплетали его, оставляя кожаную петлю под руку.

На пастбище кнут использовали только как шумовой инструмент для подгона стада, им ни в коем случае не били. Более того, считалось, что каждый удар по животному отбирал у пастуха силу и влек за собой Божье наказание.

По другому поверью, пастух, который нарушил запрет, мог потерять стадо: на корову или овцу нападал медведь, стадо разгоняли волки, обиженные домашние животные уходили в чащобу. А в лесу и найти их трудно (да и то, пока целы), и кнутом не поработаешь.

Кнуту вообще приписывали магические свойства, которые помогали сохранить стадо, а нередко и жизнь самого пастуха и его рода. Заговоренный кнут был настоящим оберегом от бед, непогоды, болезней.

Чтобы он обрел силу, его сплетали из волокон, обладавших, по народному поверью, чудесными свойствами. Например, в хвостицу вплетали прядь из гривы стельной кобылицы или девятилетнего жеребца. Кнутовище, по возможности, выстругивали из можжевельника, который мог отгонять нечистую силу.

Даже способ щелканья кнутом был значимым. Считалось, что, щелкая кнутом не с бокового замаха, а сверху вниз или вертя его над головой, пастух призывает лешего и его волков, с которым он якобы заключил соглашение перед началом сезона.

Кнут не терял магической силы и вне работы. Крестьяне верили, что нельзя отдавать свой кнут в чужие руки и переступать через него: так он терял свойство оберега, а сам пастух навлекал на себя несчастья.

#МузейБелокатайский
#Деньодногопредмета