Герб райна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Историко-краеведческий музей муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

День одного предмета

Почетное место занял – Ухват. В нашем музее хранятся несколько видов ухватов. Самый простой ухват передала жительница села Карантрав Мезенцева Анна Григорьевана, 1992 году.
Также храниться в нашем музее ухват на колесиках. Деревянные колесики сделаны для облегчения женского труда. Этот ухват сделал Любимцев Илья Лукьянович (1883-1968), житель с.Ст.Белокатай, участник Гражданской войны, колхозник колхоза «Завет Ильича». Ухватом пользовались Любимцева Соломия и Потеряева Наталья Ильинична.
Ухва́т , рога́ч, ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник). — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки со щами, кашей.
Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.
Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.
С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, – почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С ухватом баба – хоть на медведя! Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: «Не ходи ко мне, подлец, я тебе рогачом-то двину!»
Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта: «…Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе». (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
«Толстая и румяная стряпка Домнушка, гремевшая у печи ухватами, время от времени взглядывала в его сторону», – пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк. А вот строки из стихотворения С. Есенина:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
С ухватом связано много поверий.
Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой.
Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства.
Ухват могли использовать ряженые на святках вместо посоха.
Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез», «Бычок рогат, в руках заж, который ат, Еду хватает, а сам голодает».